2022 год - год народного искусства и нематериального культурного наследия

 Кто не слышал о нашем славном уральском селе! Нижнеиргинское – село в Красноуфимском районе, о котором написано немало книг.

Помимо того, что Нижнеиргинское переполнено уходящими вглубь веков традициями, обычаями, оно еще и издревле славится талантливыми людьми, мастерами-умельцами.

И сейчас уже сложно поверить, что полвека-век назад в гуще всех деревенских событий была ГАРМОНЬ! Праздник любой – с гармонью, в армию проводить – под гармонь, начать иль завершить посевную, а потом еще и песню про это сложить – где ж гармонь?! Вечерок зимний скоротать – с подругой-гармонью… Песни, танцы под гармонь воодушевляли, призывали, помогали справиться с грустью, несли в себе праздник.

Сегодня время безудержно мчится вперед, и то, что было днем вчерашним, превращается в историю. А сохранить и передать историю будущим потомкам удается не всегда, поскольку информацию о славных предках, а где-то и современниках, не храним, не собираем, не обобщаем.

И действительно, есть о чем рассказать. Гармонь в селе и окрестностях Нижнеиргинска была всегда! И славилось село не только гармонистами, а и  мастерами гармонного дела, обеспечивавшими этим народным инструментом и близлежащие деревни.

Сегодня цикл зарисовок о местных земляках-гармонистах хочется начать с  ярчайшего представителя самобытной музыкальной культуры села Нижнеиргинское – гармонисте Валерии Денисовиче Шельпякове.

Придя к нему в гости, невольно удивляешься присутствию огромного количества музыкальных инструментов в доме – гармони, баяны, аккордеоны, балалайки, гитары, фортепиано и многое другое. На всем этом Валерий с легкостью выдает как народные наигрыши, так и композиции других жанров. Не только Синтетюриху, но и рок-н-ролл на балалайке, как вам?!

Рассказывает сам Валерий Денисович:

- Родился я и вырос в селе Нижнеиргинское. Здесь и работаю всю жизнь. Как говорится: «Где родился, там и пригодился».

Когда я был совсем маленьким (лет 6-7), под руку попал баян. У двоюродного брата Павла  Шельпякова, который постарше меня, баян был, и, когда приходил к нему в гости, невольно тянуло «растянуть» меха, «пробежаться» по кнопочкам. Также видел, что играют более старшие ребята:  Торопов Петр, например. Стало интересно и мне.

Пришел я как-то к Павлу в гости, а он на баяне пытается «Коровий вальс» разучить (простая мелодия на басах)… Ну, тоже решил попробовать, но сильно не вдохновился. Уж только в классе пятом с одноклассником Петровым Сергеем (у него дома гармонь была) стало интересно вернуться к инструменту. После школы, как обычно, придем, сумки в стороны, гармошку в руки, начали упражняться на «басах», разучивать частушки.

Вскоре мои родители, узнав о моих стараниях, купили мне новую гармонь «Беларусь». Вот было радости! После этого, конечно, усиленные занятия пошли. Самое сложное, как сейчас помню, было научиться играть одновременно на двух сторонах. А вот после того, как смог совместить обе стороны, дальше пошло и пошло! Через год вновь и баян стал «похватывать», хотя основным инструментом для себя до сих пор считаю гармонь.

Вспоминает Валерий Денисович и об ушедшем поколении гармонистов и мастеров гармонного дела:

- В Нижнеиргинске на гармони играл Сельнихин Евгений, как и его отец Сельнихин Савелий. Оба изготавливали и ремонтировали гармони. Была целая мастерская. Причем изготавливали гармони разных видов: уральские гармони-однорядки, гармони русского строя, баяны и т.д. Их работу очень ценили не только в Нижнеиргинском, но и в соседних деревнях. Сын Егения  Савельевича - Сельнихин Петр -  играл на баяне, также освоил несколько музыкальных инструментов. Добрым словом вспоминается игра на гармони Берсенева Аркадия. Каждый из них внес свой вклад в традиционную культуру своего села.

Иван Новиков, переехавший с семьей из Пермского края в село Нижнеиргинское также был ярким представителем культуры гармонистов своего времени, играл на гармони-минорке (инструменте с особым «русским строем»). Одна из таких гармоней была передана на память Шельпякову Валерию и хранится по сей день в домашнем «музыкальном музее» Валерия Денисовича. У Новиковых по детству Валерий часто бывал в гостях. Слышал все наигрыши, которые, как правило, Иван Новиков исполнял на гармони, а жена Ивана Анна была отменной песенницей. И тут же школьник Валера крутился со своей «Беларусью», пытаясь ухватить народные напевы слёту. Играли частушки, «По Муромской дорожке», плясовые, другие наигрыши. Вспомнил Валерий Денисович и Синтетюриху – местные бытовавшие шуточные напевы.

В раннем возрасте  наш гармонист не осваивал нотную грамоту (не было в селе такой возможности), но вместе с этим сложилась в самородке своя отличительная манера игры на гармони.

В свое время хорошую подсказку Валерию дал баянист-гармонист Сергей Обросов,  в каком направлении дальше двигаться в аккомпанементе, показал варианты басовых ходов в левой руке. Да и вообще, Валерий никогда не останавливается на достигнутой цели: его новаторство в игре на гармони  помогает рождать непредсказуемые вариации в уже известных музыкальных произведениях.

Валерий Денисович вырастил и достойно воспитал детей – дочь Наталью и сына Дмитрия. Здорово, что музыкальное ремесло перешло по наследству и к сыну. Дмитрий также активно интересуется музыкальными народными инструментами, обучается игре на гармони, подыскивает  отцу в других городах инструменты нужного строя, тональности, пополняет «экспонатами» семейный музыкальный музей.

Пожелаем нашим героям дальнейших творческих успехов, воплощения всех замыслов в жизнь!

Пусть народная культура и дальше рождает в селе гармонистов! Гармонь – символ России!